МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Запорожье

Российские сериалы, которые взорвали аудиторию: «Преступление и наказание», «Столыпин», «Плевако»

Снова пятница, и значит можно опять выбрать фильм или, на этой неделе сериал для вечернего просмотра.

Снова пятница, и значит можно опять выбрать фильм или на этой неделе сериал для вечернего просмотра.

На «Кинопоиске» стартовал сериал «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева — микс из всех произведений Достоевского, а не только школьной классики про «тварь дрожащую».

События из романа Фёдора Достоевского разворачиваются в Петербурге XXI века. Студент Родион Раскольников (Иван Янковский) изнурен безденежьем, безработицей и мыслями о бессмысленности своего существования. Но в его сознании зреет идея о том, что некоторые люди «право имеют» на самые мерзкие поступки, если совершают великие открытия и двигают мир вперед. Чтобы проверить теорию на себе, он убивает старуху-микрокредиторшу. На след Раскольникова выходит следователь Порфирий Петрович (Владимир Мишуков), который хочет добиться от него чистосердечного признания.

Главное, что становится мостиком между сериалом со смартфонами и изданной в 1866 году книгой, — это язык. Персонажи местами практически дословно цитируют строки Достоевского, а потом также свободно переходят к современным речевым конструкциям и сленгу. Сцены, точно иллюстрирующие события романа, дополняются абсолютно новыми линиями, в которых уже и не видится подражания оригиналу.

Как отмечает психолог и киновед Анна Журба, несмотря на критику тех, кто придерживается традиционного взгляда на экранизации классических литературных произведений, в целом картина получилась яркой и свежей, как запах первых огурцов по весне. Жесткая ирония по отношению к целым социальным классам в ней сменяется откровенным китчем, который потом уходит в невероятно эстетичные отсылки к литературе, мифологии, истории, изобразительному искусству. Стоит к этому добавить еще и потрясающий музыкальный ряд. Сложные моральные запросы – стоит ли жизнь одного плохого человека спасения судеб многих людей хороших, обсуждаются во время своеобразного пикника на берегу Невы или при покупке продуктов в супермаркете. Российскому зрителю был нужен именно такой Достоевский, считает киновед: «Чтобы задуматься о добре и зле, иногда нужно вскрыть залакированную гламурную кожуру или кору нищеты теми инструментами, которые нашел в великом писателе режиссер».

5 ноября на канале «Россия 1» вышел снятый при поддержке Института развития интернета «Столыпин», сериал о начале самого неспокойного времени в истории России.

Как можно догадаться из названия, в центре сюжета оказывается видный политик и министр внутренних дел Петр Столыпин. 1906 год. Россию разрывает революционная буря, требующая долгожданной демократизации. Молодой губернатор Саратовской губернии Петр Столыпин (Александр Устюгов), безжалостно подавивший бунты в регионе, снискал доверие монарха Николая II и назначен министром внутренних дел империи. За последние несколько лет двое его предшественников на этом посту были убиты революционерами — и, конечно же, Столыпин быстро становится целью новой группы заговорщиков.

Проект снял режиссер Алексей Андрианов, специалист по историческому жанру («София», «Годунов», «Грозный»). Роль самого министра в проекте досталась Александру Устюгову, суперзвезде «Ментовских войн», — он признавался, что не особо верил в успешный кастинг, так как «больше по боевикам», но утверждение артиста в итоге заняло всего полчаса.

По мнению киноведа, личность Столыпина до сих пор вызывает споры: был ли он реформатором, который спасал страну, или вошел в историю только благодаря «столыпинским вагонам»? Ответить на этот вопрос невозможно однозначно, поскольку даже через 100 и более лет любой исторический деятель, оставшийся на страницах учебников, находится далеко за пределами общепринятой морали. Поэтому еще интереснее посмотреть на них из современности и, возможно, задуматься о том, как будет выглядеть наше время и наши поступки еще через 100 лет.

И наконец, еще один яркий сериал, который вышел на Premier, — «Плевако». Федор Плевако — персона для конца XIX столетия, без преувеличения, легендарная. Его популярность как адвоката, защитника угнетенных и пролетариев пережила даже страну, в которой он вел правозащитную практику, — слухи и анекдоты о его невероятных выступлениях во времена Советского Союза только множились, а теперь художественный образ этой исторической личности создан Сергеем Безруковым в картине, созданной при поддержке Института развития интернета.

Середина 1880-х. К прославленному и в высших, и низших кругах адвокату Федору Плевако на улице подкрадывается одетый в простую одежду мужчина, который заговорщически просит представлять его в деле обвиненных в беспорядках работников фабрики. Подсудимые организовали стачку, протестовали против рабских условий труда, подожгли пару бараков и устроили бунт.

«Плевако» же с первых минут заявляет себя как настоящая адвокатская драма — тут и выступления перед присяжными, и неожиданные откровения подсудимых, и острые политические дела. Драма эта обрамлена в чрезвычайно аппетитную обертку: обилие модных спецэффектов в каждой третьей сцене и, конечно же, звезда всенародного масштаба в главной роли.

Киновед Анна Журба убеждена, что сериал поставил перед собой задачу показать зрителям настоящего супергероя, который борется против криминального зла, — на уровне Шерлока Холмса. Но при этом весь первоначальный материал, на базе которого снята картина, исключительно отечественного происхождения. С движением сюжета становится очевидным, что сериалу куда ближе жанр конспирологического детектива, чем исторической судебной драмы, — по крайней мере, к реальному Плевако (на которого, к примеру, не совершалось никаких покушений) эта история имеет отношение лишь отдаленное.

Подпишитесь на лучшие статьи "МК" в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах