Середина ноября удивительно богата премьерами, целый ряд которых вышел как на цифровых платформах, так и на большом экране для российского зрителя.
Начнем с фильма «Конклав». Картина режиссёра Эдварда Бергера, в основу сценария которой лёг одноимённый роман Роберта Харриса. В фильме снялись Рэйф Файнс, Джон Литгоу и Стэнли Туччи. Сюжет фильма построен вокруг того самого конклава – процедуры переизбрания нового папы. Священники со всего мира прибывают в Ватикан, чтобы выяснить – кто в ближайшие годы будет руководить одной из самых могущественных и таинственных церковных институций в мире. Руководить всей процедурой поручено кардиналу Лоуренсу (Рэйф Файнс), который довольно скоро понимает – среди кардиналов готовится заговор, который может пошатнуть основу католической церкви как таковой.
В 2022 Эдвард Бергер показал миру «На Западном фронте без перемен», который вышел поразительно своевременно. И его новая картина о выборах на фоне выборов президента США была воспринята зрителями совсем по-другому, чем выйди она в обычный год.
Как говорит психолог и киновед Анна Журба, режиссеры и сценаристы уже неоднократно обращались к теме власти на примере католической церкви. Достаточно вспомнить хотя бы «Молодого папу» Паоло Соррентино. И тем не менее «Конклав» с первых дней проката занял достойное место среди фильмов, которые рассуждают о вере, сомнениях, мистике власти как таковой. Критики и зрители обратили внимание на строгий визуальный ряд – Бергер использует свет и яркие цвета как кисть, которой рисует слегка искусственный и выверенный до мелочей мир Ватикана. Эта строгость и отсутствие живости – способ показать, что реальности тут нет места, а все грязные подробности навсегда будут заперты за тяжелыми дверями. Тут также стоит отметить, что визуальная стройность диссонирует с хаотичным сюжетом – множество крупных и второстепенных сюжетных линий, которые неожиданно обрываются и начинаются снова. Это стало возможно прежде всего благодаря феноменальной игре актеров.
От истории, затянутой в условности, к битвам на гладиаторской арене – на большие экраны вышла вторая часть «Гладиатора». Это продолжение культового фильма Ридли Скотта, действие которого разворачивается спустя 20 лет после оригинала. Главные роли сыграли актеры Пол Мескал, Педро Паскаль, Джозеф Куинн, Конни Нильсен, Дензел Вашингтон и Джимон Хонсу. Потомок римского императора Марка Аврелия и племянник Коммода, сраженного гладиатором Максимусом, Луций уже долгое время живет в Нумидии, в Северной Африке. Мать Луцилла отправила его сюда, чтобы Луций был подальше от политических интриг, и какое-то время его жизнь с женой и ребенком действительно была спокойной. Однако все изменилось, когда в Нумидию вторглись римские войска во главе с Марком Акацием. Полководец поверг Луция в бою и взял в плен — теперь юноше придется сражаться в гладиаторских боях. «Гладиатор 2» — один из самых дорогих фильмов года. Бюджет, по разным данным, составил от 250 до 310 млн долларов. Значительная часть средств была вложена в создание масштабных декораций и костюмов, а также в постройку полноразмерной реконструкции Колизея для съемок боевых сцен.
Как отмечает кинокритик, те, кто успел посмотреть картину, назвали ее одним из самых ярких кинособытий года – благодаря потрясающим батальным сценам, декорациям и общему размаху повествования. Критики оценили ленту достаточно высоко — на сайте Rotten Tomatoes картина получила 84% «свежести». И хотя отдельные фанаты первой части уже заговорили о слабости сюжета и попытках в целом переписать историю как таковую, тем не менее звездный состав, и прежде всего Пол Мескал в главной роли, заставляют завороженно следить за событиями на экране.
Фильм «Птица» стоит особняком в списке рекомендаций на неделю – это медитативная социальная сказка, которая пришла к нам на экраны прямо с Каннского кинофестиваля. По сюжету «Птицы» 12-летняя Бэйли живет со своим братом Хантером и отцом Багом, который воспитывает их один в небольшой квартире в Северном Кенте. Времени на детей у Бага почти нет, его больше интересуют вечеринки с друзьями, караоке и новая невеста Кейли. И Бейли, познавая все «прелести и проблемы подросткового возраста», ищет внимания и приключений за пределами родных стен.
Как отмечает психолог, комментируя этот фильм – Бэйли, которая снимает все происходящее вокруг себя на камеру и чувствующая свое единство с птицами, это пронзительный и трогательный, как зернистое изображение ее съемок, образ современных подростков. Их родители не успели достаточно повзрослеть для их воспитания, а окружающий мир слишком жесток и заманчив одновременно. И вопрос не только в том, выживут ли они без опоры и поддержки в этом мире, а и в том, какими они станут, преодолевая трудности одиночества.