МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Запорожье

Новые регионы России становятся проводником к большим научным прорывам

Леонид Ферштат: «Без мечты не будет эксперимента, без эксперимента не родится открытие»

Фото из архива лаборатории №19 ИОХ РАН

В последнее время мы все чаще слышим о новых достижениях тех, кто продолжает дело Менделеева, для кого химия – стала призванием.  Чем живет сегодня эта серьезная, а в некоторых смыслах и загадочная, наука, как новые регионы страны становятся проводником к большим открытиям, настоящим прорывам, что найдут химики в космосе и почему искусственный интеллект им не конкурент, мы спросили у настоящего ученого. Наш собеседник - Леонид Ферштат. В свои 33 года он уже доктор химических наук и руководитель лаборатории азотсодержащих соединений Института органической химии имени Н.Д. Зелинского Российской академии наук, которая в профессиональных кругах считается кузницей молодых гениев науки. Почему? Это стало понятно во время нашей беседы с Леонидом Леонидовичем.

- Вы являетесь одним из самых молодых ученых-руководителей специализированных лабораторий Российской академии наук. В этом есть свой хайп?

- Все уходит корнями в то, что я защитил докторскую диссертацию достаточно рано, в 2020 году, мне тогда было 29 лет… У нас тут как-то были с коллегами споры насчет того, кто же на самом деле более юный доктор наук. И вроде решили наши специалисты, которые заседают в ВАК, что все-таки я в течение последних лет считаюсь одним из самых молодых докторов химических наук. Да и в 2021 году, поскольку я стал заведующим лабораторией №19, лабораторией азотсодержащих соединений, в Институте органической химии, то оказался, не могу сказать, что самым-самым молодым, точной статистики не знаю, но одним из самых молодых заведующих лабораторией. В нашей лаборатории особая энергетика. Да, и в этом есть свои прелести!

-  Среди скептиков витает мысль, что быть ученым в России это немодно и неперспективно. Хотелось бы услышать на этот счет Ваше мнение?

- Нет, здесь я согласиться не могу. Во-первых, для меня наука в целом, химия - в частности, это часть жизни, где всегда можно получать что-то новое, что-то интересное, где человеческий мозг, мозг учёного, который занимается работой в лаборатории, пребывает в нужном тонусе. Ему постоянно надо думать, анализировать, усваивать новую информацию, её инкорпорировать непосредственно в те данные, которые получены мировым научным сообществом, достраивать какую-то парадигму, которая уже существует, либо опровергать устоявшиеся и устаревшие концепции. Это всегда интересно. Для, скажем так, познавательных умов, это всегда требует нетривиальных подходов. А относительно моды… Знаете, за те лет 15, что я работаю в науке, возникла такая уникальная ситуация, когда и мода, и жизненная необходимость во многом стали совпадать. Мода на науку везде растет, потому что наше мироустройство и стремление к комфортной жизни требует постоянного совершенствования всех отраслей. Причем, химия здесь в числе передовых наук.  И санкции нам тут не помеха, а в некотором смысле даже наоборот. В поисках выхода из условий, создаваемых этими самыми санкциями, случился толчок, который позволяет сегодня создавать новые отечественные материалы и технологии. Лекарства, ноутбуки, смартфоны - они же благодаря развитию науки появляются!  Леонид Ферштат, доктор химических наук и руководитель лаборатории азотсодержащих соединений Института органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН.

И опять же мода там, где молодежь! А в нашей лаборатории очень молодежный и яркий коллектив. Из 32 сотрудников 80 процентов – это люди моложе меня. Так что я считаюсь «старичком»… У нас есть кандидаты наук, которые еще вчера были аспирантами, защитились и остались в лаборатории, как я сам в свое время. У нас работают 4 аспиранта и более 10 студентов из разных ведущих вузов страны, которые планируют связать свою дальнейшую судьбу с наукой. Кстати, уже известно, что предстоящей осенью в нашу аспирантуру хотят поступить еще пять человек. Они стремятся именно в наш институт, нашу лабораторию. А почему? Да потому, что запрос от молодёжи на новые научные изыскания, открытия, достижения очень сильно возрос и продолжает расти. Разве это не подтверждение престижа и перспективности?!

- А может ли искусственный интеллект составить серьезную конкуренцию нашим ученым? И стоит ли доверять новым тенденциям или есть смысл работать так, как «завещал» Менделеев?

- Есть нюансы, разбираться в которых искусственный интеллект не в состоянии. Тут нужны руки человеческие, глаза и мозги.  Допустим, мы ставим химическую реакцию и вдруг происходят локальные флуктуации концентрации цвета. Что сделает искусственный интеллект? В лучшем случае сообщит об ошибке и позовет на помощь человека, чтобы тот проанализировал ситуацию и, скажем, заменил реагент, в худшем случае – продолжит эксперимент и результат даст ошибку. Так что на данный момент технологии искусственного интеллекта, хотя это, конечно, большой шаг вперед, еще не позволяют учитывать все детали, все нюансы совершенно точно просчитывать. 

Хотя, знаете, искусственный интеллект кое в чем помогает. Например, обрабатывать какие-то большие объемы информации, базы данных. В нашем институте, в лаборатории академика Валентина Павловича Ананикова развивается целый пласт исследований по внедрению технологий ИИ в химию и биологию. Кроме того, этим пользуются коллеги из другого института РАН – ИНЭОСа. Они сейчас внедрили технологию, в которой ИИ упрощает работу. Так что для ученого-химика искусственный интеллект не конкурент, а, скорее, помощник.

- В последние годы Периодическая система химических элементов пополняется всё новыми и новыми элементами. Насколько бесконечным может быть этот процесс? Неужели в нашей жизни еще столько неоткрытого и неизведанного?

- Это как раз то, чем интересна наука! В химии постоянно происходит какое-то интересное новое развитие. Открытие периодического закона Менделеевым в веке девятнадцатом стало феноменом с продолжением в веке двадцать первом. И последние открытия элементов доказали, что один период системы Менделеева закрывается, кажется, что всё - предел совершенства наступил. Но! Очень скоро появляются перспективы открытия нового уровня, которые еще вчера казались труднодостижимыми.  Я думаю, может, пройдет некоторое количество лет и ученые найдут новые подходы и вновь обязательно обнаружат новые элементы. Так что эта история может быть бесконечна. 

- Леонид Леонидович, недавно появилась информация, что возглавляемая Вами лаборатория попала в проект, основная цель которого - это открытие в регионах молодежных научных проектов. Расскажите об этом, пожалуйста, поподробнее.

- Да, один из наших сотрудников, мой заместитель Александр Ларин, выиграл конкурс, организованный Минобрнауки, на создание новых точек роста - молодежных лабораторий. Такой новой точкой роста стал симбиоз нашей лаборатории и Донецкого института физико-органической химии и углехимии имени Л. Н. Литвиненко. Совместная работа поможет донецким специалистам усовершенствовать практические знания на нашем оборудовании. А в нашем ИОХ РАН создан, без ложной скоромности скажу, один из самых мощных и современных в стране парков оборудования. Понимаете ли, химик всегда наблюдает, химик всегда осязает, химик всегда смотрит и уже потом анализирует. Поэтому донецкие коллеги будут приезжать к нам, ставить свои эксперименты, возвращаться к себе с новым багажом наработок и делать открытия, отвечающие требованиям времени. Я считаю, что это будет наш весомый вклад в развитие науки на новых территориях. И ДНР, и другие регионы, которые недавно стали неотъемлемой частью нашей страны, заслужили того, чтобы и там молодые ученые-химики громко заявили о себе. 

- А что нужно для того, чтобы химику громко заявить о себе?  Быть мечтателем, фантазером и затейником? О чем мечтаете Вы, на пороге каких открытий стоит наше человечество в целом и, возможно, Ваша лаборатория в частности?

- Без мечты не будет эксперимента, без эксперимента не родится открытие. Вот моя мечта как учёного-химика, наверное, не является какой-то экстраординарной, какой-то, знаете, из ряда вон выходящей… Мою душу греет желание найти плод собственных трудов в обыденной жизни. Пусть это будет какой-то микрочип для бытового устройства, мизерная деталь экрана будущего смартфона или лекарственное средство. Да неважно что! Главное это сделано мной, специалистами моей лаборатории. И сделано так, что людям от этого жить комфортнее и легче.  А результаты исследований именно нашей лаборатории обязательно найдут применение в повседневной жизни. Пока не раскрою всех деталей, всему свое время…

- Говоря о мечтах и мечтателях, коснемся темы космоса, ведь она вновь становится одной из самых популярных. Как полагаете, можно ли сотрудников Вашей лаборатории отправить бороздить космические просторы? Леонид Леонидович, намекните, какое бы открытие они смогли там сделать?

-  Ну, я бы призадумался, конечно, для начала, кого отпустить в космос, потому что мои сотрудники нужны мне здесь, на Земле, что называется, для проведения каких-то исследований.

А если серьезно говорить о космосе… Луна, Марс, Венера… Сотрудники нашей лаборатории помогут правильно подойти к весьма фундаментальному вопросу происхождения жизни. На сегодняшний момент есть такое направление как астрохимия. Известно, что определенная группа ученых постоянно трудится в этом направлении, изучает какие-то осколки органических веществ, которые были найдены на какой-нибудь там экзопланете, стараясь приблизить нас к объяснению того, откуда произошла жизнь, как она зародилась, какие этапы она проходила. Сделать это не дает множество белых пятен, которые необходимо закрыть. И вот здесь, мне кажется, как раз-таки помогут специалисты-органики нашей лаборатории. Осколки органических веществ - это осколки органической жизни где-то на других планетах, изучив их, мы сможем объяснить доселе неизведанное. И это будет мощная даже не точка роста, а эпицентр развития новых направлений науки, новых дисциплин, которые можно дальше из этого получить. Знаете, я все-таки подумаю над тем, кого из своих специалистов отправить в космос…

 

 

 

Подпишитесь на лучшие статьи "МК" в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах